Заказать звонок

Практика применения антимонопольного законодательства в отношении субъектов электроэнергетики, занимающих доминирующее положение на рынке

Особенностью электроэнергетической отрасли России является то, что наряду с естественно-монопольными видами деятельности (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление), в ней присутствуют потенциально конкурентные сферы (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис электрических сетей).

Для успешного реформирования электроэнергетики необходимо широкое внедрение конкурентных отношений в данную отрасль, что возможно реализовать, в том числе, с помощью норм антимонопольного законодательства. Указанные нормы должны обеспечить появление конкурирующих хозяйствующих субъектов в конкурентных сферах деятельности, недискриминационный доступ к естественно-монопольным видам бизнеса для желающих субъектов и применение мер ответственности к нарушителям антимонопольного законодательства.

В этих целях законодатель наделил антимонопольные органы России широким спектром полномочий по контролю за субъектами электроэнергетики, к числу которых можно отнести:

- контроль за действиями НП «Совет рынка» и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «АТС»), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии;

- контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, группами лиц и аффилированными лицами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии;

- контроль за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);

- контроль за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии требований антимонопольного законодательства;

- ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке электроэнергетики долю в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на данном рынке.

Для уяснения всей серьезности полномочий антимонопольных органов в сфере электроэнергетики необходимо знать основные нормы антимонопольного законодательства, распространяющие свое действие на субъектов электроэнергетики.

 

Требования антимонопольного законодательства, предъявляемые к субъектам электроэнергетики.

При применении Федерального закона «О защите конкуренции» следует принимать во внимание, что в сфере электроэнергетики присутствует несколько естественно-монопольных видов деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии и услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, которые также регулируются специальным законодательством и, прежде всего, Федеральным законом «О естественных монополиях».

Экономическая природа естественной монополии такова, что её субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке, следовательно, запреты Федерального закона «О защите конкуренции» и его санкции могут применяться и к субъектам естественной монополии в сфере электроэнергетики, если последние нарушают антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. Особо необходимо учитывать, что для таких субъектов не требуется проведение анализа рынка, достаточно доказать, что он осуществляет естественно-монопольный вид деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии или услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Для установления доминирующего положения остальных субъектов (энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков, производителей электроэнергии) антимонопольный орган проводит анализ соответствующего товарного рынка.

В первую очередь на указанных субъектов распространяются положения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Отдельные нормы антимонопольного законодательства содержатся также в иных нормативно-правовых актах:

- Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

- Правилах недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;

- Правилах недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;

- Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

- Стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Нарушение субъектом электроэнергетики любого из положений указанных документов влечет за собой возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и, впоследствии, привлечение к административной ответственности.

 

Основные нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые субъектами электроэнергетики.

Сами антимонопольные органы признают, что возбуждают наибольшее количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке в отношении субъектов электроэнергетики по факту отказа от заключения договора или навязывания невыгодных условий договора (статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В связи с этим с 06.01.2012 года в Федеральный закон «О защите конкуренции» введена статья 39.1, которая обязывает антимонопольные органы в такой ситуации выдавать компании предупреждение о недопустимости таких действий. При условии выполнения предупреждения, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Таким образом, если компания в течение 10 дней не исправит ситуацию, то в отношении нее будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, с 06.01.2012 года антимонопольные органы вправе направлять должностному лицу хозяйствующего субъекта предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Применительно к субъектам электроэнергетики такое поведение может выражаться в намерении повышения или понижения тарифов, пересмотра условий договоров, изменении условий оказания услуг и т.д.

По оценкам антимонопольной службы, введение институтов предупреждений и предостережений может повлечь сокращение количества антимонопольных дел почти вдвое. Однако резкое сокращение количества дел указанной категории будет, скорее всего, сопровождаться более тщательным разбором остальных дел.

 

Примеры дел, рассмотренных антимонопольными органами в отношении субъектов электроэнергетики.

В отношении субъектов электроэнергетики возбуждаются дела по факту навязывания невыгодных условий договоров различных видов (технологического присоединения, энергоснабжения, передачи электрической энергии).

В частности, Президиумом ВАС РФ рассмотрен следующий спор между сетевой организацией и антимонопольным органом (Постановление Президиума ВАС РФ от 18 мая 2011 года № 16008/10).

Антимонопольный орган признал действия сетевой организации, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора технологического присоединения, нарушающими положения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», и выдал сетевой организации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Сетевая организация обжаловала решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке.

Судебными актами судов первой и апелляционной инстанций в рамках дела № А57-4325/2010 решение и предписание антимонопольного органа признаны законными и обоснованными. Однако суд кассационной инстанции их отменил и удовлетворил требования сетевой организации.

Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции и поддержал позицию антимонопольного органа. В обоснование своей позиции в постановлении № 16008/10 ВАС РФ указал, что передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Включение в проект договора технологического присоединения невыгодных для потребителя условий и неприведение условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученным разногласиям в установленный срок является противоправным поведением.

Таким образом, ВАС РФ признал незаконными действия сетевых организаций по навязыванию невыгодных условий договора технологического присоединения.

 

Недавно появившаяся в Федеральном законе «О защите конкуренции» норма о запрете манипулирования ценами на электрическую энергию и мощность на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) уже применяется антимонопольными органами на практике. В частности, в 2012 году ФАС России признала участника оптового рынка электрической энергии (мощности) (ОРЭМ) нарушившим пункт 11 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части манипулирования ценами на указанном рынке.

ФАС России установила, что в апреле 2009 года участник ОРЭМ подавал на сутки вперед ценовые заявки в отношении электростанций, в среднем превышающие ранее подаваемые на 70%. В результате таких действий произошло значительное изменение цены на электроэнергию для потребителей.

Комиссия ФАС России предписала нарушителю перечислить в федеральный бюджет доход в размере 2 768 461,9 рублей, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Обжалование решения и предписания антимонопольного органа в судебном порядке не увенчалось успехом.

 

Заключение.

В настоящее время полномочия антимонопольных органов по контролю за субъектами рынка электроэнергетики довольно обширны. Причем законодатель наделяет их все большими и большими полномочиями в этой сфере.

Учитывая, что большинство субъектов электроэнергетики занимают доминирующее положение на рынке или являются субъектами естественной монополии, антимонопольным органам остается для привлечения к ответственности доказать лишь факт нарушения ими антимонопольного законодательства.

При этом нельзя забывать, что за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке субъект естественной монополии подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа, кратного сумме выручки на товарном рынке. О серьезности данных штрафов свидетельствуют ежедневные публикации на сайтах антимонопольных органов России о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях.

 

Дмитрий Нарывский

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Статья опубликована на портале SmartGrid.ru

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости