Ваш регион: Саратов
8 (8452) 488-777
Ваш регион: Саратов
8 (8452) 488-777
24 августа, 2012
печать

Как избежать штрафов и пеней?

Правовое поле (газета «Взгляд»), №30, 24.07-30.07.2008г.

 

           В российском законодательстве, связанном со сферой налогообложения, такое множество нормативно-правовых документов, что человеку, малосведущему в юриспруденции, довольно сложно разобраться в потоке всевозможных правил и предписаний и порой приходится платить штрафы и пени даже тогда, когда этого можно избежать. В каких же случаях можно «сэкономить» на собственном кошельке?

Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, с налогоплательщика, который следовал письменным разъяснениям Минфина России, нельзя взыскать не только штраф, но и пени. Однако для того, чтобы не были начислены пени и взысканы штрафы, разъяснения, которые использовал налогоплательщик, должны соответствовать нескольким условиям, а именно:

      Условие № 1. Разъяснения должны быть даны финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (то есть не только Минфином России, но и налоговыми органами, а также, например, органами ФСС РФ, органами Пенсионного фонда РФ - по вопросам уплаты страховых взносов).

          Условие № 2. Разъяснения должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или  "неопределенному кругу лиц".       Никаких проблем не возникнет, если налогоплательщик сам отправил запрос в Минфин России и получил на него ответ.  Разъяснения будут признаваться адресованными неопределенному кругу лиц только в том случае, если в самом тексте письма будет указано на то, что разъяснения даются для всех налогоплательщиков и налоговых органов.

          Финансисты считают, что налогоплательщики могут руководствоваться в своей работе только письмами, опубликованными на официальных сайтах Минфина и ФНС. Они не являются нормативными документами, но исходя из письма Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 указанные ведомства несут ответственность за содержащуюся в таких письмах информацию. За содержание писем, опубликованных в иных источниках, в частности в правовой базе, Минфин и ФНС ответственности не несут, поскольку эти разъяснения даны по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути данного Минфином ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как  Минфин России не предоставляет в официальном порядке указанные письма для публикации. При этом выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм, позволяющих избежать начисление пени.

           Условие № 3. Разъяснения должны по смыслу относиться к тому налоговому или отчетному периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений.

           Условие № 4. Если налогоплательщик укажет в своем запросе неполные или недостоверные сведения, освобождения от пеней не будет.

          Условие № 5. И, наконец, налогоплательщик будет освобождаться от начисления пеней только в соответствии с теми разъяснениями, которые будут даны уже после 31 декабря 2006 г. Установлен максимальный срок, в течение которого Минфин России (и иные финансовые органы) должны давать ответы на запросы: два месяца. По решению руководителя (или заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Налоговые органы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России, а также обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

           В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 отмечено, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем (его заместителем) налогового органа, как разъяснение компетентного должностного лица.

 

 

Егоров М.А.

Заместитель начальника отдела по правовому сопровождению споров с государственными органами

            Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»