Ваш регион: Саратов
8 (8452) 488-777
Ваш регион: Саратов
8 (8452) 488-777
24 августа, 2012
печать

Основные правила возвращения долгов

Правовое поле (газета «Взгляд»), № 3, 22.01 - 28.01.2009г.

Основные правила возвращения долгов.
 
Наверное каждый человек хотя бы раз в жизни одалживал деньги. Некоторым из них деньги возвращены были, остальным – увы, нет. Важным является то, что даже на бытовом уровне можно обезопасить себя от уклонения от возвращения долгов. Что же касается больших сумм, которые, как правило, одалживают юридические лица, то возникают определенные проблемы при желании их вернуть, даже когда есть соглашение подтверждающий факт дачи денег в долг. В данной статье предлагаем Вам рассмотреть основные правила возвращения долгов,  а также типичные ошибки, которые могут привести к обратному результату. 
Правило 1. Повнимательнее с партнерами. Большая часть неплатежей возникает с так называемыми фирмами – однодневками, которыми активно оперируют мошенники. Вступая в отношения, Вам следует знать, кто ваш партнер, сколько лет ваш партнер работает на рынке, какова его репутация. Как это сделать? У каждого нового партнера, если размер его обязательств перед Вами является значительным, запрашивайте – Устав, информацию о заказчиках, которую Вы сможете проверить, бухгалтерский баланс. Вы получите – год образования организации, размер Уставного фонда, установите учредителей, размер организации, размер прибыли, наличие основных средств. Если речь идет о крупном контракте обязательно проверьте не возбуждена ли в отношении Вашего партнера процедура банкротства и каков размер кредиторской задолженности у Вашего должника. Кроме того Закон указывает на открытость сведений о юридическом лице, а именно сведений содержащихся в ЕГРЮЛ. Для получения сведений о юридическом лице необходимо подать запрос (в произвольной форме) в регистрирующий орган с указанием интересующей Вас информации. Регистрирующий орган обязан предоставить Вам информацию не позднее 5 дней со дня поступления запроса.
Правило 2. Внимательно оформляйте документы. Не заключайте соглашений со своими партнерами в устной форме. В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ «сделки юридических лиц между собой и гражданами должны совершаться в письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения». Это правило относится как ко всем договорам, заключаемым между юридическими лицами, так и ко всем дополнительным соглашениям, заключаемым по договору. Самые распространенные ошибки, когда при наличии договора, дополнительные работы выполняются по устному соглашению, а потом заказчик отказывается подписывать акты выполненных работ и оплачивать дополнительные работы. Если после заключения соглашения, возникла необходимость выполнения дополнительной работы, обязательно заключайте дополнительное соглашение на эту работу. Документируйте результаты переговоров с партнером, достигнутые договоренности, Ваши требования и претензии. Помните, если возникнет судебная тяжба, ни один документ не будет лишним. В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, «каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений». Кроме этого, в соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ, «обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами», то есть если закон требует в конкретном случае предоставление документа, Вам не достаточно будет свидетельских показаний.
            Правило 3. Управляйте платежами и не допускайте образования задолженности. Дебиторская задолженность обычно образуется, когда в организации отсутствует система контроля поступления денежных средств по заключенным сделкам. Встречаются случаи, когда отделы, отвечающие за отгрузку продукции, не связаны с финансовым отделом, и отгрузка продукции происходит без получения аванса от заказчика. Специалисты рекомендует для предупреждения образования задолженности заранее (за пару дней до поступления оплаты), делать предупреждающий звонок партнеру о предстоящей оплате. Если оплата не поступила в назначенный срок, сразу же, звонить партнеру и снова напоминать об оплате. Если не беспокоиться о предстоящих и просроченных платежах, партнеры начинают думать, что просрочка Вас устраивает.
            Правило 4. Решайте конфликты. Часто долги возникают из нерешенных конфликтов, которые иногда даже не относятся к делу. Конфликт может повлечь нежелание партнера выполнять свои обязательства. Внимательно отслеживайте ситуации, которые могут вызвать конфликт и решайте их. Приведем пример, две организации заключили договор на оказание услуг. Заказчик услуги принял, но акты выполненных работ не подписал и оплатил только часть услуг. Исполнитель потребовал оплаты услуг полностью, но Заказчик посчитал, что если акты он не подписывает, значит можно и не платить. 80% заплатить, а 20% не платить. В результате нескольких судебных исков, Заказчик заплатил в пользу Исполнителя сумму, которая в несколько раза превышала сумму, которую исполнитель предлагал Заказчику заплатить до суда, из-за нарушения Заказчиком срока по оплате услуг.  В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса РФ, «Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре».
            Правило 5. Создайте атмосферу отрицательного отношения к невыполнению обязательств. Если у Вашего партнера имеются непогашенные обязательства перед Вами по другому договору или не оплачен этап по настоящему договору, а партнер просит Вас перейти к следующему этапу, не соглашайтесь. При возникающих неплатежах, требуйте гарантий. В качестве гарантии можно использовать личное поручительство руководителей организации и третьих лиц, залог имущества, пересмотр обязательств в части оплаты. Сообщайте (лучше письменно) обо всех последствиях, которые вызывает у Вас поведение партнера, и перекладывайте убытки на партнера – вносите изменения в договор, требуйте увеличения штрафных санкций. Ваш партнер должен осознавать, что нарушение обязательств ему крайне невыгодно.
            Правило 6. Доверьтесь профессионалам. Руководители некоторых организаций считают, что всю юридическую работу можно выполнить самому, не прибегая к помощи юристов. Другие руководители считают, что штатный юрист должен разбираться во всех вопросах, которые возникают на предприятии. Опыт показывает, что штатный юрист, как правило, очень сведущ в решении задач, необходимость решения которых возникает у организации часто. Если организация имеет большое количество дебиторской задолженности, штатный юрист наверняка освоил всю процедуру. А если ситуации с долгами разовые, юристы со стороны, специализирующиеся на таких вопросах, окажутся эффективнее. Сэкономив сегодня Вы можете подвергнуть себя опасности в будущем.
            Надеемся, что данная статья поможет Вам создать в своей организации прецедент, в котором Закон будет на Вашей стороне.    
 
 
Чаплыгин Александр
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»