Электронная подпись. Новое в её применении.

Развитие технологий постепенно приведет к переходу на электронный документооборот везде где только это возможно. Электронная документация требует подписи лица, от которого она исходит. Для этого уже много лет существует электронная цифровая подпись (ЭЦП). Помимо предоставления в госорганы всякого рода отчётной документации на электронный оборот переходит и проведение разного рода торгов (на размещение заказа, в рамках процедуры банкротства и т.п.). Предприниматели, не применяющие ЭЦП, не имеют доступа к участию в них, а, стало быть, теряют возможность эффективного ведения бизнеса.

Законодательство об ЭЦП развивается с учётом требований международных стандартов. Так, в этом году был принят закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи». Данный закон призван постепенно заменить собой закон № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи», который с 01.07.2012 утратит силу.

Одна из новаций — это некоторая смена терминологии. Электронная цифровая подпись теперь будет именоваться просто - электронная подпись (ЭП). Примечательно, что новый закон разделяет ЭП на виды — простая ЭП и усиленная ЭП. Простой ЭП является подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования ЭП определенным лицом. Усиленная ЭП, отличаясь от простой более сложными требованиями к средствам её защиты, подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную.

Неквалифицированной ЭП является подпись, которая: 1)получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи; 2)позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; 3)позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания; 4)создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной является ЭП, соответствующая всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: 1)ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; 2)для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с законом.

Новым законом обобщенно определяются случаи, в которых требуется определенная по разновидности электронная подпись. Поэтому необходимо вовремя, при решении вопроса о предстоящем электронном взаимодействии с кем-либо, консультироваться со специалистами в области юриспруденции и защиты информации.

Для использования ЭП необходим ключ этой подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания ЭП, а также необходим ключ проверки ЭП - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом ЭП и предназначенная для проверки подлинности ЭП. Для ключа необходимо наличие сертификата ключа проверки ЭП - электронного документа или документа на бумажном носителе, выданного удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающего принадлежность ключа проверки ЭП владельцу сертификата ключа проверки ЭП (это является регистрацией ЭП). Удостоверяющий центр - организация, осуществляющая функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки ЭП, а также иные функции, предусмотренные законом.

При регистрации ЭП необходимо предоставление целого ряда документов, подобрать которые и оказать по ним консультацию смогут специалисты, оказывающие юридические услуги.

Юрков Андрей

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости