Энергоэффективность предприятия. Правовой энергоаудит.

Московский Комсомолец в Саратове

В настоящее время можно наблюдать такую тенденцию в политике государства, как стимулирование экономического роста путём сокращения издержек бизнеса. Одним из способов сокращения издержек является энергосбережение.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 16 закрепил перечень организаций, которые обязаны в срок до 31 декабря 2012г. провести первое энергетическое обследование. В число таких организаций входят органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации с участием государства, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, а также компании, которые в год тратят на потребление энергии более десяти миллионов рублей. В дальнейшем им необходимо проводить плановые энергетические обследования не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии со ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливаются следующие виды ответственности в области энергетического обследования:

- за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования;

- за непредставление копии энергетического паспорта в уполномоченный орган власти;

- за непринятие программ в области энергосбережения (для организаций с участием государства или муниципального образования).

Вышеуказанный Федеральный закон устанавливает, что для производства энергетического обследования заключается энергосервисный договор (контракт), по котором исполнитель осуществляет действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Исполнителем по данному договору, т.е. лицом, которое может осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования может быть только лицо, являющийся членом саморегулируемой организации в области энергетического обследования.

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Таким образом, суть отношений, вытекающих из энергосервисного договора (контракта) — осуществление технического обследования деятельности предприятия на предмет эффективного использования энергоресурсов.

Причина проста: энергоаудит дает возможность именно с помощью технических знаний и опыта специалистов снизить потребление энергоресурсов.

Однако энергоаудит также можно рассматривать ещё и с другой стороны. На сегодняшний день можно выделить такой способ сокращения издержек в области энергоресурсов, как проведение правового энергоаудита.

Правовой энергоаудит представляет собой обследование предприятие для определения энергетической эффективности с точки зрения права.

В ходе этой деятельности происходит поиск вариантов законному снижению затрат на энергоресурсы и возможности их реализации. Такое обследование включает сбор всей имеющейся в компании информации, анализ всех договоров, заключённых в целях энергоснабжения, разработка рекомендаций по оптимальному применению тарифов на энергоресурсы, а также осуществление иной правовой оценки аспектов работы предприятия, связанных с затратами на топливо, электроэнергию, воду и энергоносители в целом.

Результатом правового энергоаудита является комплексное юридическое заключение, в котором специалисты подробно излагают все имеющиеся недостатки в правовой работе предприятия в области энергетики, а также предлагают полноценные законные способы оптимизации затрат на энергоресурсы.

В юридическом заключении могут содержаться выводы специалистов о неправильном использовании тарифов на энергоресурсы, о необходимости расторжения заключённых договоров в сфере энергетики, о возможности признания недействительными таких договоров или их частей, о необоснованном перечислении энергетическим компаниям денежных средств и т.д.

Данный вид энергоаудита востребован среди предприятий. Достаточно проанализировать тенденции развития судебной практики.

Суды зачастую разъясняют порядок применения тарифов в сфере энергетики, указывают на необходимость использования определённого тарифа в конкретной ситуации, признают постановления об утверждении тарифов незаконными. Данные обстоятельства не подлежат проверке и исследованию в ходе проведения обычного энергетического аудита, однако, вооружившись этими знаниями, можно существенно снизить затраты на энергоресурсы.

Это можно объяснить тем, что энергетическое законодательство достаточно сложно, имеет определённые пробелы, имеется большое количество разъяснений его применения. Всё это даёт основание толковать те или иные нормы различными способами.

Задача правового энергоаудита — изучить правовую основу энергоснабжения предприятия, найти в ней недостатки и устранить их. Способы устранения могут быть самыми различными: от составления договоров, отвечающих интересам клиента, до обращения в суд с различными исковыми требованиями.

Представляется, что каждое энергетическое обследование целесообразно дополнять ещё и правовым энергоаудитом, затраты на который достаточно быстро окупятся.


Храмов Дмитрий

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости