Быть или не быть налогу на роскошь

28.02.2012

Многие СМИ информируют общество о возможности скорого введения налога на роскошь. Обоснованность слухов подтверждает и сам премьер-министр. Хотя законопроект «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» планируют рассмотреть в Государственной Думе только в 2013 году, уже сейчас данный акт вызывает много споров. Ряд положений законопроекта о налоге на предметы роскоши противоречат Налоговому кодексу.

Например, согласно статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса Российской Федерации, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из, в частности, социальных критериев. Рассматриваемый законопроект именно из данного критерия и исходит.

Далее, этой же статьей определяется положение об экономическом обосновании и невозможности произвольности налогов. Однако, в настоящее время в законопроекте отсутствует какое-либо экономическое обоснование. Почему автомобиль стоимостью более 2 миллионов рублей считается роскошью — из законопроекта неясно. Почему квартира, дом, земельный участок стоимостью более 15 миллионов рублей является роскошью — авторы проекта не объясняют. Фактически данные положения заставляют задумываться о необходимости приобретения имущества, то есть ограничивают право любого гражданина и не только гражданина.

Возможные изменения прокомментировал специалист Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ» Бондаренко Роман. По мнению эксперта, целью налога на роскошь вовсе не должна являться дополнительная налоговая нагрузка на население. Юрист считает, что изначально данный налог планировался именно для обеспечения социальной справедливости в стране. Для обхода же правил наши предприимчивые граждане, обладающие предметами роскоши, могут применить различные схемы. Например, оформить сделку на покупку квартиры по цене 14 999 999 рублей 99 копеек!

Достаточно спорным, по словам Бондаренко Романа, является включение юридических лиц в список плательщиков налога. Какая роскошь может быть у них? Ведь по большому счету это имущество физического лица, просто переданное в уставной капитал или иным образом юридическому лицу. «Роскошью» этой продолжит пользоваться именно физическое лицо и все это прекрасно понимают.

Совершенно неясно как быть с предметами, приобретенными за границей. Каким образом этим налогом будет облагаться они? Не будет ли двойного налогообложения?

Представьте ситуацию, когда, например, зажиточный гражданин подарил своим пожилым родителям квартиру. В данном случае родители становятся плательщиками налога. Законопроектом предлагаются ставки: стоимость имущества от 15-30 млн. рублей — 1 процент; от 30-50 млн. рублей — 3 процента; от 50млн. рублей и выше — 5 процентов.

Законопроект не дает ответ на главный вопрос, а что же является роскошью. Используемая терминология предполагает возможность включения в данный перечень чего угодно, вплоть до еды.

Непонятным юридической логике является и увеличенный срок возможности предъявления претензии со стороны налогового органа. Стандартный срок предъявления претензий составляет три года, для налога на предмет роскоши же предложено поднять планку до пяти лет.

Учитывая все эти моменты, многие специалисты считают, что законопроект по введению налога на роскошь нуждается в глубочайшей проработке, принимать же его в таком виде, который есть сейчас, нецелесообразно.

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости