Что такое "новый" Верховный суд?
27 июня в 11.00 часов состоялось заседание Межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений по проектам нормативно-правовых актов и рассмотрению обращений Общественной палаты по адресу: г.Саратов, ул. Яблочкова, 14.
В повестке дня одним из вопросов было обсуждение промежуточных итогов судебной реформы в России.
Вел заседание Н.Скворцов - руководитель Межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений по проектам нормативно-правовых актов и рассмотрению обращений Общественной палаты Саратовской области.
В Общественной палате уже с конца 2013 года обсуждали новую законодательную инициативу Президента Российской Федерации.
Так, в октябре 2013 года Межкомиссионной рабочей группой по подготовке экспертных заключений Общественной палаты области по проектам нормативно-правовых актов и рассмотрению обращений был организован круглый стол на тему «Объединение высших судов: перспектива развития судебной системы в России».
С того времени были приняты законопроекты, регламентирующие создание "нового" Верховного суда РФ.
В заседании, которое состоялось 27 июня, приняли участие представители судов — Арбитражного суда Саратовской области, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, представитель Управления судебного департамента Саратовской области, представитель Прокуратуры Саратовской области, представители высших учебных заведений города Саратова, практикующие юристы Центра правовых технологий "ЮРКОМ".
Цель обсуждения данного вопроса на заседании Общественной палаты – проинформировать население, жителей региона о том, что происходит в судах, к чему это идет, и как дальше граждане будут реализовывать право на судебную защиту.
Выступила заместитель председателя Арбитражного суда Саратовской области Е.Храмова, которая сообщила, что по первой инстанции никаких практически изменений нет, т.е. доступность правосудия очевидна. "Пока на данный момент первая инстанция никаких кардинальных изменений не имеет" — сообщила Е.Храмова. Она также пояснила, что в этом году сбоев в финансировании судов первой инстанции не будет.
Выступил Председатель V судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений Двенадцатого апелляционного арбитражного суда А.Смирников, который добавил, что картотека арбитражных дел, которая существует на сайте Высшего Арбитражного суда, будет перенесена в ту систему, которой пользуется Верховный суд.
Также выступила представитель научного сообщества - Заведующий кафедры правосудия и процессуального права ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО "РЭУ им.Г.В.Плеханова" В.Бехер, которая добавила, что приняты еще 2 нормативно-правовых акта:
1. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с измерениями подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами».
2. Федеральный конституционный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации".
"Необходим один "большой" процессуальный кодекс, который будет содержать в себе части: гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс" — высказала мнение гражданка Бехер.
На заседании выступил член Общественной палаты, А.Демидов, который полагает, что необходимо увеличить количество судей для того, чтобы снижалась нагрузка на каждого судью. Считает, что необходима информационная открытость в судебной системе, т. к. шаги к ней ведут к повышению авторитета судебной системы.
Подведен итог - принцип «доступности» в судебной системе не изменился, но что будет дальше - неизвестно, концепция судебной реформы не определена.
Было отмечено, что судебная реформа, к сожалению, не обсуждается ни юридическим сообществом, ни в кругах общественности.
В заключении обсуждения выявлена необходимость определения концепции судебной реформы для обсуждения предстоящих изменений в судебной системе Российской Федерации с представителями юридического сообщества Российской Федерации и общественности.