Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Юридическое здоровье, "Свободная газета", № 46 от 23 июня 2009г.

Не будет преувеличением утверждение о том, что споры с налоговыми органами возникают практически у всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности. Постоянный риск налоговой проверки беспокоит не только неплательщиков, но и вполне добросовестных бизнесменов и предпринимателей. Зачастую выездная или камеральная проверка заканчивается не справедливым, с точки зрения налогоплательщика, начислением налогов, пени, штрафов. Для того чтобы достаточно четко понимать как защитить свои права в данном случае, кратко рассмотрим наиболее важные моменты.
·         С 1 января 2009 г. действует обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров в вышестоящем налоговом органе. То есть решение, принятое по результатам проверки, налогоплательщик сможет обжаловать в судебном порядке только после того, как он обжалует его в вышестоящем налоговом органе.
·         Данное правило установлено только для решений, которые вынесены по результатам рассмотрения материалов как выездной, так и камеральной налоговой проверки, о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Иные акты (например, решение об отказе в зачете или возврате налога, о приостановлении операций по банковским счетам, требование об уплате налога, пеней, штрафа), а также действия или бездействие налоговых органов могут быть обжалованы в суд без предварительного рассмотрения в вышестоящем налоговом органе.
·         Вышестоящим налоговым органом по отношению к инспекции является Управление ФНС соответствующего субъекта РФ.
·         Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение 10 рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю.
·         Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
·         Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения.
·         Срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов.
·         Срок рассмотрения жалобы на не вступившее в силу решение не увеличивается, поскольку апелляционная жалоба подается через принявшую решение инспекцию, которая передает ее вместе со всеми материалами в вышестоящий орган.
·         О принятом по жалобе решении налогоплательщику сообщается в течение трех дней со дня его принятия. Вышестоящий налоговый орган может утвердить или отменить обжалуемое решение, а также изменить его или принять новое.
 
Налоговым кодексом, помимо обязательной письменной формы, каких-либо требований к содержанию жалобы не установлено. Однако следует учитывать, что от того, насколько убедительно изложена в жалобе позиция налогоплательщика зависит дальнейшая судьба разрешения спора. Поэтому, несмотря на произвольную форму жалобы, желательно не только указать в ней на нарушение своих прав или на незаконное возложение на налогоплательщика каких-либо обязанностей, но и четко обосновать свою точку зрения.
 
Подавая жалобу желательно приложить к ней следующие обосновывающие документы:
·         акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права;
·         акт налоговой проверки;
·         первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
·         иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (справки, расчеты, договоры).
 
И, в заключении, необходимо обратить внимание на то, в каких случаях налоговики могут отказать налогоплательщикам в рассмотрении жалобы:
·         пропущен срок подачи жалобы в соответствии со ст. 139 НК РФ;
·         в жалобе отсутствуют указания на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
·         наличие документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
·         получение налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе;
·         жалоба подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика.
 
Для того, чтобы выбрать эффективную линию защиты и выработать устойчивую правовую позицию, необходим тщательный предварительный анализ и точная оценка перспективы победы в налоговом споре.
Исход налогового спора напрямую зависит от того, кто осуществляет защиту прав налогоплательщика. Залогом успеха являются квалификация, знания, опыт представителей налогоплательщика.
 
 
 
Руководитель дополнительного офиса                                                                                                                      
Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»                                                         
Ватаман Д.А.
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Польза и вред типовых форм договора

Согласно законодательному определению Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Типовая форма договора представляет собой подготовленный заранее готовый текст соглашения сторон, включающий в себя наиболее типичные для данного вида договора условия. При этом форма в типовом договоре не тождественна форме сделки, в контексте требований законодательства. Такая договорная конструкция, как типовая форма договора прямо законодательством не установлена.

E-ОСАГО с телефона

Возможность оформления электронного полиса ОСАГО существует уже несколько лет, однако назвать его по-настоящему цифровым сейчас тяжело. Водители вынуждены даже в случае приобретения полиса в электронном виде возить с собой его распечатанную копию для предъявления сотрудникам ГИБДД).

Как правильно составить и отправить претензию

Ни для кого не секрет - в ходе осуществления предпринимательской деятельности каждый может столкнуться с проблемой неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом принятых на себя обязательств. Одним из первых шагов для разрешения этой неприятной ситуации является составление претензии.