«Как избежать очереди за энергией»
Газета «Богатей» №9 (389) от 15.03.2007 г.
Не так давно Саратов захлестнула волна активности в сфере отношений с энергетическими компаниями. Связана она была с реформированием всех АО-энерго и, как следствие, - необходимостью заключения потребителями договоров энергоснабжения на иных условиях. У некоторых из компаний это процесс прошел тихо, плавно и безболезненно как для самих энергетических компаний, так и для их потребителей, а у каких-то нет… Одним из последних оказалось Саратовское предприятие городских электрических сетей...
Хотелось бы рассказать об этом поподробнее.
Началось все в конце ноября 2006 года, когда потребители ЗАО «СПГЭС» стали получать письма от ООО «СПГЭС» о том, что заключенные ими договора прекращают свое действие с 1 января следующего года, и, если кто не хочет остаться без света, им следует в кратчайшие сроки в период новогодней лихорадки собрать кучу документов и предоставить их в СПГЭС. Естественно, у потребителей возникали вопросы о том, какое отношение имеет ООО «СПГЭС», которое информировало их о прекращении договора энергоснабжения, к ЗАО «СПГЭС», как их энергоснабжающей организации, и следует ли вообще всерьез воспринимать эти письма о необходимости заключения нового договора. Кроме того, СПГЭС информировало потребителей, что с апреля 2006 года ему запрещена деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии. Так почему же тогда в период с апреля по январь никто и ничто не мешало СПГЭС поставлять энергию потребителям, а с января это стало невозможно?..
Вопросов много, ответов мало, а логика монополиста проста: не хотите заключать договор – не надо, Вам же будет хуже, когда наутро лампочка не загорится…
Но даже после получения своего экземпляра договора страдания потребителей не закончились… Дело в том, что выдаваемые СПГЭС проекты договоров, как правило, были не подписаны со стороны монополиста. Это означало, что, фактически, по смыслу закона, потребитель лишался возможности подготовить и направить в СПГЭС протокол разногласий к этому договору, так как он (проект договора) не являлся офертой (предложением заключить договор). Что это значит для потребителя? Это значит, что мучения продолжаются и теперь надо идти, опять стоять в очередях и подписывать у СПГЭС их проект договора. Почему нельзя было выдавать уже подписанные экземпляры договоров? На это могут ответить видимо только в СПГЭС…
Как ни странно и банально, но бороться с СПГЭС можно и нужно. Делать это стоит руками грамотных юристов, знающих Ваши права и умеющих их отстаивать в любой ситуации.
В первом случае потребитель должен направить в энергоснабжающую организацию проект договора энергоснабжения. Этот проект, по смыслу закона (ст. 435, 445 Гражданского кодекса РФ), является офертой, т.е. – предложением заключить договор. Сам договор энергоснабжения является по своей сути публичным, а это значит, что для стороны, которой направлен проект договора (СПГЭС), заключение договора обязательно и она должна направить другой стороне извещение об акцепте (ответ о принятии договора), либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Во втором случае, потребитель не готовит свой договор энергоснабжения, а получает проект энергоснабжающей организации. Естественно, многие из пунктов данного договора существенным образом ущемляют права потребителя: в договоре на потребителя возлагаются дополнительные обязанности, вводится ответственность за нарушение данной обязанности и т.д. Поэтому советуем перед подписанием договора внимательно изучить каждый его пункт и изложить свою редакцию спорных пунктов договора энергоснабжения в протоколе разногласий к договору.
Срок на рассмотрение протокола разногласий определен в правилах функционирования розничных рынков электрической энергии и, если энергоснабжающей организацией является гарантирующий поставщик (к примеру СПГЭС), то он составляет 7 дней, в течение которых монополист обязан принять меры по урегулированию разногласий либо в письменной форме уведомить заявителя об отказе во внесении полученных предложений в проект договора с указанием причин отказа, которые могут быть обжалованы заявителем в суде.
В случае если монополист не соглашается с предложенными Вами условиями выход один – обращаться в суд с исковым заявлением о понуждении к заключению договора на условиях, изложенных в протоколе разногласий. Зачастую именно после получения искового заявления, монополист начинает задумываться кто прав, а кто виноват… и, как один из выходов разрешения спора, - сам «предлагает решить дело миром». А что может быть лучше мирного урегулирования отношений в подобной ситуации?..
К сожалению, не многие из потребителей внимательно изучают предложенный им договор, а сразу его подписывают. Возможно, о своей ошибке они еще вспомнят когда представители СПГЭС будут проводить у них проверки… Многие из условий проекта договора СПГЭС навязываются монополистом своим потребителям. Хотя, наверное, с позиции монополиста это и правильно. Почему бы не включить в договор пару-тройку кабальных условий, если этот договор все равно подпишут, тем более что эти условия помогут копании в дальнейшем ещё и заработать…?! А подпишут потому, что есть очень действенный рычаг воздействия, называется который – рубильник…
Радует что, действующее законодательство РФ предоставляет нам право выбора компании, которая будет нам «нести свет». СПГЭС уже не тот монополист, как это было ранее. С каждым годом появляются новые, молодые компании, занимающиеся тем же самым что и СПГЭС. И, кроме того, у них есть одно конкурентное преимущество перед СПГЭС – они готовы идти на встречу своим потребителям…