Как правильно составить и отправить претензию

Для большинства категорий споров, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности, действующим законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота предусмотрена обязанность соблюдения претензионного порядка урегулирования спора.

Структура претензии, как и большинства других юридических документов, включает в себя несколько частей: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

В водной части необходимо описать характер сложившихся правоотношений между Вами и Вашим контрагентом - указать реквизиты договора, обязательства по которому не исполняются, его предмет и существенные условия. В том случае, если обязательство возникает из положений закона, необходимо привести соответствующую норму закона.   

В описательной части необходимо раскрыть, в чем заключается неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств получателем претензии. Это может быть как просрочка оплаты поставленного товара, так и, например, невозврат многооборотной тары в которой был поставлен товар. В том случае если у получателя претензии возникла задолженность по «длящемуся» договору, претензия должна содержать период времени за который возникла задолженность. В данной части также стоит отметить негативные последствия, которые были понесены Вами в результате недобросовестного исполнения своих обязательств Вашим контрагентом, если таковые имеются.

В мотивировочной части необходимо сослаться на положения заключенного договора, которые определяют каким образом Ваш контрагент должен был исполнить то или иное принятое на себя обязательство.

В резолютивной части претензии должны содержаться предмет и размер возникшего обязательства, то есть точное указание на то, что должно быть передано или выполнено получателем претензии, в каком размере и в какой срок. В резолютивной части также рекомендуется отразить Ваши намерения и негативные последствия для получателя претензии, в случае неисполнения им требований в добровольном порядке.         Так, например, юристы часто указывают на вынужденную необходимость обратиться с заявлением о признании банкротом в случае неисполнения обязательств контрагентом.

Составленную претензию необходимо направить по всем имеющимся адресам получателя претензии, в том числе по юридическому/фактическому адресу (для юридических лиц) и по адресу регистрации/фактического места жительства (для физических лиц) заказным письмом с уведомлением. Не лишним будет оправка претензии письмом с описью вложения, которая в дальнейшем подтвердит, что в адрес Вашего контрагента была направлена именно претензия, а не иной документ.

Стоит отметить, что грамотно составленная претензия не только позволит инициировать судебный спор, но и с большой вероятностью избавит Вас от необходимости взыскивать возникшие обязательства в судебном порядке. Претензия уже отражает полную «картину» правоотношений, что в свою очередь стимулирует получателя претензии добровольно исполнить возникшее обязательство.

Так, например, если между Вами и Вашим контрагентом имелись длительные договорные отношения в рамках которых было осуществлено большое количество, например, поставок товара, не всегда сразу можно выявить общий размер задолженности за поставленный товар. Однако, систематизация платежей и поставок, произведенных в рамках конкретного договора, и грамотная аргументация позиции, отраженные в претензии, позволит Вам и Вашему контрагенту выявить факт наличия или отсутствия задолженности и тем самым избавит Вас от длительной судебной тяжбы.

Подготовил Сергей Гусев



Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости