Корректировки в законе

Саратовские вести, 20.05.2010г.

Уже довольно продолжительное время жители получают квитанции, в которых дополнительно к обычным платежам за коммунальные услуги можно обнаружить, так называемые, корректировки за сверхнормативное потребление.
Сверхнормативное потребление — это разница между расчётом коммунальных платежей по установленным нормативам и тем расчётом, который заявляют энергоснабжающие организации при потреблении энергоресурса сверх норматива.
Вопрос о правомерности начисления платы за сверхнормативное потребление уже давно обсуждается среди специалистов в данной области. В настоящей статье попытаемся высказать наше мнение относительно данной проблемы с юридической точки зрения.
Выставление корректировок регламентируется Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Данный нормативный акт совершенно чётко закрепляет условия, при которых может применяться корректировка.
Так, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги корректируется для отопления 1 раз в год; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения 1 раз в квартал (если это предусмотрено договором - 1 раз в год);
Кроме того, вышеуказанное Постановление закрепляет формулы расчёта корректировок по каждому энергоресурсу (горячая вода, отопление и др.). Данные формулы носят достаточно сложный характер и разобраться в них без специальных знаний затруднительно.
Однако, как нам представляется, формулы имеют погрешность, которая на первый взгляд носит несущественный характер, а при внимательном изучении оказывается, что она делает невозможным ресурсоснабжающим организациям рассчитывать корректировку.
Так, во всех формулах есть показатель — P k.p – размер платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом доме) энергоресурс,  определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ. Однако законодательство РФ не закрепляет порядок такого расчёта.
Отсутствие утверждённого порядка определения одного из показателей формулы корректировки даёт основания утверждать, что его установить нельзя, а, следовательно, нельзя рассчитать и саму формулу корректировки. Косвенно данную позицию подтвердило Министерство регионального развития РФ (Письмо от 28 мая 2007 г. № 10087-ЮТ/07).
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, т.е. потребителю должны платить только за фактически потреблённый коммунальный ресурс. Указанная норма в соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса РФ применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В случае, если нельзя определить количество потреблённой энергии, органы местного самоуправления утверждают нормативы их потребления, в пределах которых потребитель должен оплачивать коммунальный ресурс. При потреблении большего норматива,  количество энергии необходимо устанавливать расчётным путём. Способ такого расчёта законодательством не предусмотрен, вследствие чего это сделать невозможно. Поэтому, как мы полагаем, граждане должны оплачивать только утверждённый норматив.
Остаются открытыми вопросы относительно того, почему корректировка выставляется только в случае, если граждане потребляют энергию выше норматива и не выставляется, если потребляют меньше; а также как ресурсоснабжающие организации рассчитывают показатель, способ расчёта которого не закреплён в законодательстве.
Возможно есть смысл адресовать данные вопросы нашим поставщикам энергии.
В заключении надо отметить, что доводы о том, что граждане потребляют больше норматива не совсем верны (это можно сделать только при очень большом желании). Важно отличать понятия «сверхнормативное потребление» и «сверхнормативные потери». Сверхнормативное потребление — это количество энергоресурса, потреблённого сверх утверждённого норматива, а сверхнормативные потери — это количество энергоресурса, которое утрачено в процессе его доставки потребителю (это может произойти вследствие аварии в сетях, их ветхости, в результате которого энергоресурс утрачивается). В виде корректировок должно выставлять именно сверхнормативное потребление. Не исключено, что в выставляемых корректировках также числятся и сверхнормативные потери, которые население оплачивать не должно.
Таким образом, проблема правомерности выставления корректировок не закончилась победой ресурсоснабжающих организаций, считаем, что борьба с ними должна продолжаться с использованием всех предусмотренных законных способов.
 
 
Дмитрий Храмов
Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»
 
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Как правильно составить претензию

В настоящее время правового понятия “претензия” современное российское законодательство не содержит. Несмотря на это Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей и другие нормативно-правовые акты оперируют указанным понятием. В связи с тем, что в законе понятие « претензия» не закреплено, правоприменительная практика не содержит единых подходов к пониманию данного определения. По этой причине соответствующий термин используется в гражданском обороте достаточно произвольно.

Возможные изменения при регистрации электронной почты

Есть вероятность, что скоро будут идентифицировать всех владельцев электронных «ящиков».

Жалоба на действие или бездействие государственных органов

Прежде всего стоит отметить, что право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы при обращении в государственные органы.