Не спросив налогоплательщика

Юридическое здоровье, Свободная газета, № 84 от 03.11.2009г.

Нередко налогоплательщикам приходится сталкиваться с ситуацией, когда камеральной налоговой проверкой выявлено расхождение итоговых сумм налога на прибыль и НДС в налоговой декларации.
При этом налоговый орган, как правило, без каких-либо колебаний сразу направляет требование о внесении изменений в налоговую отчетность, не истребовав при этом пояснения относительно выявленных ошибок у налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если в ходе проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.
Пояснения должны базироваться на соответствующих документах.
Таким образом, налоговый орган, выявивший при проведении проверки ошибки в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, вправе истребовать у  налогоплательщика дополнительные документы о его деятельности.
Налогоплательщик, в свою очередь, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
При проведении проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено соответствующей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.
В случае если, по мнению налогового органа, в налоговой декларации содержится ошибка, он не только имеет право, но и должен сообщить об этом налогоплательщику, с требованием представить соответствующие пояснения.
Данная норма гарантирует налогоплательщику возможность знать о претензиях налогового органа до составления акта налоговой проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности и своевременно представить возражения, которые должны быть рассмотрены налоговым органом.
По этому поводу имеется правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении от 12 июля 2006 г. N 267-О. Полномочия налогового органа, предусмотренные статьей 88 и статьей 101 Налогового кодекса РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнения в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Следовательно, исходя из официальной позиции Конституционного Суда РФ,  действия налогового органа по выставлению требования о внесении изменений в налоговую отчетность, без истребования пояснений относительно выявленных ошибок у налогоплательщика, являются неправомерными.
 
 
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Как правильно составить претензию

В настоящее время правового понятия “претензия” современное российское законодательство не содержит. Несмотря на это Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей и другие нормативно-правовые акты оперируют указанным понятием. В связи с тем, что в законе понятие « претензия» не закреплено, правоприменительная практика не содержит единых подходов к пониманию данного определения. По этой причине соответствующий термин используется в гражданском обороте достаточно произвольно.

Возможные изменения при регистрации электронной почты

Есть вероятность, что скоро будут идентифицировать всех владельцев электронных «ящиков».

Жалоба на действие или бездействие государственных органов

Прежде всего стоит отметить, что право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы при обращении в государственные органы.