Не спросив налогоплательщика

Юридическое здоровье, Свободная газета, № 84 от 03.11.2009г.

Нередко налогоплательщикам приходится сталкиваться с ситуацией, когда камеральной налоговой проверкой выявлено расхождение итоговых сумм налога на прибыль и НДС в налоговой декларации.
При этом налоговый орган, как правило, без каких-либо колебаний сразу направляет требование о внесении изменений в налоговую отчетность, не истребовав при этом пояснения относительно выявленных ошибок у налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если в ходе проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.
Пояснения должны базироваться на соответствующих документах.
Таким образом, налоговый орган, выявивший при проведении проверки ошибки в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, вправе истребовать у  налогоплательщика дополнительные документы о его деятельности.
Налогоплательщик, в свою очередь, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
При проведении проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено соответствующей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.
В случае если, по мнению налогового органа, в налоговой декларации содержится ошибка, он не только имеет право, но и должен сообщить об этом налогоплательщику, с требованием представить соответствующие пояснения.
Данная норма гарантирует налогоплательщику возможность знать о претензиях налогового органа до составления акта налоговой проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности и своевременно представить возражения, которые должны быть рассмотрены налоговым органом.
По этому поводу имеется правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении от 12 июля 2006 г. N 267-О. Полномочия налогового органа, предусмотренные статьей 88 и статьей 101 Налогового кодекса РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнения в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Следовательно, исходя из официальной позиции Конституционного Суда РФ,  действия налогового органа по выставлению требования о внесении изменений в налоговую отчетность, без истребования пояснений относительно выявленных ошибок у налогоплательщика, являются неправомерными.
 
 
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Рассрочка по долгам

В первом чтении одобрен законопроект, согласно которому планируется однократная рассрочка не более чем на два года по кредитным договорам в пределах 1 млн руб.

Подробнее в статье

Подписан закон о налоговой поддержке бизнеса

Подписан закон, согласно которому от НДС освобождаются ИП и компании, которые безвозмездно передали имущество для борьбы с коронавирусом. Их затраты будут отнесены к расходам, связанным с производством.

Подробнее в статье.

Восстановление экономики

Основной целью проекта выступает преодоление спада экономики, вызванного коронавирусом, а также выход на устойчивые темпы роста ВВП.

Планируется пройти 3 этапа:

1)    Стабилизация ситуации до конца сентября этого года. Главная цель – не допустить падение доходов граждан.

2)    До апреля 2021 года планируется восстановить экономику, уменьшить уровень безработицы, повысить рост доходов граждан до уровня прошлого года;

3)    Июль-декабрь 2021 года – выход на на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста. А также планируется вернуть на прежний уровень количество граждан, занятых в малом и среднем бизнесе.

Подробнее в статье