Не хочешь — не плати!

Московский Комсомолец в Саратове, 30.06.2010г.

Как стало известно, Президент России Медведев Д.А. внес в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, который, в случае его принятия, позволит физическим лицам на законных основаниях доводить свою задолженность перед бюджетом по уплате налогов до полутора тысяч рублей.
Данным законопроектом предлагается установить запрет для налоговых и таможенных органов также на обращение в суды с исками о взыскании задолженности с физических лиц в случае, если ее размер не превысит 1 500 рублей. Мотивируется данная инициатива необходимостью разгрузки судов и уменьшения нагрузки на бюджет опять же. По исследованию, проведенному законотворцами, было установлено, что размер взыскиваемой задолженности по большей части дел, рассматриваемых в судах по такой категории, не превышает 50 рублей, а стоимость, в свою очередь, одного дня правосудия оценивается в 27 000 рублей. Как говорится, овчинка выделки не стоит. Уже подсчитано, что физические лица, если воспользуются таким правом смогут сэкономить  для себя 112 миллиардов рублей. По уверению законотворцев, на практике данная инициатива не приведет к таким потерям, речь будет идти о 3 миллиардах рублей в год.
Хочется, конечно, порадоваться такой инициативе, поскольку все мы любой ценой пытаемся уменьшить свои расходы, а данная инициатива нам это позволяет. Ведь, например, размер налога на имущество физических лиц, который мы уплачиваем за год в целом достаточно небольшой. У некоторых эта сумма в полторы тысячи рублей может накопиться за три года. А если это так, то получается человек будет фактически освобожден от уплаты налога вообще, ведь срок взыскания налога составляет 3 года. Многие решат, зачем платить если взыскать все равно не смогут, а это может, в свою очередь, спровоцировать недовольство среди тех, кому данные ограничения не подходят. Аналогичная ситуация может сложиться и с налогом на доходы физических лиц, и транспортным налогом.
Затем встает интересный вопрос о наполнении региональных и местных бюджетов. Какими после этого будут наши дороги, школы, садики и прочие объекты, которые находятся на балансе у субъектов федерации и местного самоуправления. Думается нас будет ждать очередной виток роста цен на все и вся. Этого ли мы ожидаем от принимаемых законов?
Мотивы государства при рассмотрении данного вопроса автору статьи остаются не до конца понятными.
С середины прошлого года в кулуарах власти идут, судя по-всему, ожесточенные споры о том, казнить или миловать простых физических лиц в вопросе, касающемся уплаты налогов. Первоначально Президент Российской Федерации отклонил данные инициативы. В законопроекте, который был предложен, говорилось, что налоговики могут списывать средства со счетов должника в банках. В случае, если неплательщик будет не согласен с решением налоговых органов, ему придется обращаться в суд и доказывать свою невиновность. Гарант Конституции России посчитал, что это может противоречить именно этой Конституции.
Но видно данная идея настолько привлекательна, что в сентябре прошлого года возникла вновь. Верховный Суд Российской Федерации выступил с законодательной инициативой, предусматривающей возможность разгрузки судебной системы путем наделения налоговых органов правом на внесудебное взыскание налогов, не превышающих именно эту сумму (1 500 рублей). Данная инициатива была поддержана такими серьезными субъектами власти как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В дальнейшем Президиум Верховного Суда Российской Федерации по собственной инициативе отказался от данной затеи, мотивируя это нарушением прав на судебную защиту физических лиц, а также увеличением в конечном итоге нагрузки на суды по причине увеличения исков, несогласных с действиями налоговиков физических лиц. Более того, само Министерство  финансов Российской Федерации написало отрицательный отзыв на данный законопроект.
Далее в начале этого года этот вопрос вновь встал в повестке дня, причем Президент России поддержал законопроект, который позволил бы налоговикам взыскивать долги с россиян без санкции суда. По словам Президента, многие дела по взысканию налогов с физических лиц, "что называется, копеечные", но их много, "а правосудие от этого страдает". И вновь вышеперечисленные органы власти поддержали инициативу.
И вот теперь в начале лета выясняется, что этот вопрос так и не был решен окончательно, а вновь возник, но теперь в модифицированной форме. Теперь государство начинает проявлять невиданную доселе щедрость в вопросах налогообложения, причем, как уже сказал автор статьи, скорее всего это будет инициатива во вред ему же, государству.
Таким образом, если примут этот законопроект, то у него есть все шансы на скорую его отмену, как не оправдавшего ожидания.  
 
Бондаренко Роман
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Как правильно составить претензию

В настоящее время правового понятия “претензия” современное российское законодательство не содержит. Несмотря на это Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей и другие нормативно-правовые акты оперируют указанным понятием. В связи с тем, что в законе понятие « претензия» не закреплено, правоприменительная практика не содержит единых подходов к пониманию данного определения. По этой причине соответствующий термин используется в гражданском обороте достаточно произвольно.

Возможные изменения при регистрации электронной почты

Есть вероятность, что скоро будут идентифицировать всех владельцев электронных «ящиков».

Жалоба на действие или бездействие государственных органов

Прежде всего стоит отметить, что право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы при обращении в государственные органы.