О налогах и сборах

Саратовский бизнес-журнал, март 2010г.

«Создайте лишь немного законов,
но следите за тем, чтобы они соблюдались»
Джон Локк
 
То обстоятельство, что отечественное законодательство о налогах и сборах сложно и неоднозначно, известно практически каждому. Это вынуждает налогоплательщиков постоянно «держать руку на пульсе» и быть в курсе всех последних изменений.
 
            29 декабря 2009 года принят Федеральный закон, которым внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты. Данный документ вступил в силу с 1 января 2010 года, за исключением статьи 1, вступившей в силу со дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 31.12.2009), и пункта 4 статьи 3, вступающего в силу с 1 января 2011 года.
            Однако необходимо помнить, если вновь принятые законы устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, то они имеют обратную силу.
 
Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс РФ, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа. Причем решение должно вступить в законную силу.
Далее последовательность действий такая: налоговый орган выставляет требование с указанием суммы недоимки, размер которой позволяет предположить факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления. В направляемом налогоплательщику требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа передать материалы в органы внутренних дел в случае неуплаты.
Если налогоплательщик не производит в установленный в данном требовании срок оплату в полном объеме, то налоговые органы направляют материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
            При этом исполнение решения налогового органа до вынесения приговора по уголовному делу приостанавливается, а также приостанавливаются сроки взыскания соответствующих сумм недоимки, пени и штрафов. Исполнение указанных решений возобновляется, если в возбуждении уголовного дела отказано, либо само дело прекращено или вынесен оправдательный приговор.
 
Законодателем значительно увеличен размер сумм, неуплата которых  уже сулит привлечение к уголовной ответственности. Так, крупным размером для физлиц считается сумма, которая за период 3 лет подряд превышает 600 тыс. руб., а не 100 тыс. руб. (при условии, что доля неуплаты превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов), либо составляет более 1,8 млн. руб.
            Для юрлиц крупной является сумма, которая за период 3 лет подряд превышает 2 млн руб. при указанном условии, либо составляет более 6 млн. руб.
            Необходимо это для того, чтобы, по благим намерениям законодателя, уголовному преследованию подвергались только те лица, которые умышленно причинили значительный ущерб бюджету.
 
            Также законодатель, что называется, предоставил налогоплательщикам «второй шанс» и ввел в УПК РФ норму, освобождающую от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступное уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Но освобождение от уголовной ответственности возможно только при условии полной уплаты сумм недоимки, пени и штрафа.
 
            Кроме того, лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налоговых преступлений, теперь нельзя заключать под стражу. В качестве меры пресечения в их отношении можно применять лишь подписку о невыезде, личное поручительство, залог или домашний арест.
 
            Если заглянуть в недалекое будущее, то с 1 января 2011 года расследование налоговых преступлений от следователей ОВД перейдет к следователям Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП РФ). За милицией останется только оперативно-розыскная деятельность в налоговой сфере, а следствие по налоговым делам будут проводить следователи СКП РФ. К сожалению, очередное изменение подследственности таких дел не добавит стабильности и результативности работе правоохранительных органов.
 
            Не миновал законодатель вниманием и Закон «О милиции», расширив перечень обязанностей милиции.
            Теперь при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, сотрудники милиции обязаны направлять материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Данные действия сотрудники милиции должны предпринять в десятидневный срок со дня выявления установленных обстоятельств.
Законом предписано обязательное уведомление налогового органа, направившего материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
 
 
 
 
Колотухина Юлия,
Компания «ЮРКОМ»
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Как правильно составить претензию

В настоящее время правового понятия “претензия” современное российское законодательство не содержит. Несмотря на это Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей и другие нормативно-правовые акты оперируют указанным понятием. В связи с тем, что в законе понятие « претензия» не закреплено, правоприменительная практика не содержит единых подходов к пониманию данного определения. По этой причине соответствующий термин используется в гражданском обороте достаточно произвольно.

Возможные изменения при регистрации электронной почты

Есть вероятность, что скоро будут идентифицировать всех владельцев электронных «ящиков».

Жалоба на действие или бездействие государственных органов

Прежде всего стоит отметить, что право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы при обращении в государственные органы.