О налогах и сборах
Саратовский бизнес-журнал, март 2010г.
«Создайте лишь немного законов,
но следите за тем, чтобы они соблюдались»
Джон Локк
То обстоятельство, что отечественное законодательство о налогах и сборах сложно и неоднозначно, известно практически каждому. Это вынуждает налогоплательщиков постоянно «держать руку на пульсе» и быть в курсе всех последних изменений.
29 декабря 2009 года принят Федеральный закон, которым внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты. Данный документ вступил в силу с 1 января 2010 года, за исключением статьи 1, вступившей в силу со дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 31.12.2009), и пункта 4 статьи 3, вступающего в силу с 1 января 2011 года.
Однако необходимо помнить, если вновь принятые законы устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, то они имеют обратную силу.
Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс РФ, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа. Причем решение должно вступить в законную силу.
Далее последовательность действий такая: налоговый орган выставляет требование с указанием суммы недоимки, размер которой позволяет предположить факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления. В направляемом налогоплательщику требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа передать материалы в органы внутренних дел в случае неуплаты.
Если налогоплательщик не производит в установленный в данном требовании срок оплату в полном объеме, то налоговые органы направляют материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом исполнение решения налогового органа до вынесения приговора по уголовному делу приостанавливается, а также приостанавливаются сроки взыскания соответствующих сумм недоимки, пени и штрафов. Исполнение указанных решений возобновляется, если в возбуждении уголовного дела отказано, либо само дело прекращено или вынесен оправдательный приговор.
Законодателем значительно увеличен размер сумм, неуплата которых уже сулит привлечение к уголовной ответственности. Так, крупным размером для физлиц считается сумма, которая за период 3 лет подряд превышает 600 тыс. руб., а не 100 тыс. руб. (при условии, что доля неуплаты превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов), либо составляет более 1,8 млн. руб.
Для юрлиц крупной является сумма, которая за период 3 лет подряд превышает 2 млн руб. при указанном условии, либо составляет более 6 млн. руб.
Необходимо это для того, чтобы, по благим намерениям законодателя, уголовному преследованию подвергались только те лица, которые умышленно причинили значительный ущерб бюджету.
Также законодатель, что называется, предоставил налогоплательщикам «второй шанс» и ввел в УПК РФ норму, освобождающую от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступное уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Но освобождение от уголовной ответственности возможно только при условии полной уплаты сумм недоимки, пени и штрафа.
Кроме того, лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налоговых преступлений, теперь нельзя заключать под стражу. В качестве меры пресечения в их отношении можно применять лишь подписку о невыезде, личное поручительство, залог или домашний арест.
Если заглянуть в недалекое будущее, то с 1 января 2011 года расследование налоговых преступлений от следователей ОВД перейдет к следователям Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП РФ). За милицией останется только оперативно-розыскная деятельность в налоговой сфере, а следствие по налоговым делам будут проводить следователи СКП РФ. К сожалению, очередное изменение подследственности таких дел не добавит стабильности и результативности работе правоохранительных органов.
Не миновал законодатель вниманием и Закон «О милиции», расширив перечень обязанностей милиции.
Теперь при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, сотрудники милиции обязаны направлять материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Данные действия сотрудники милиции должны предпринять в десятидневный срок со дня выявления установленных обстоятельств.
Законом предписано обязательное уведомление налогового органа, направившего материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Колотухина Юлия,
Компания «ЮРКОМ»
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки