Получай, но отвечай. Как отчитаться перед государством за помощь на развитие бизнеса ?

Государственная программа поддержки бизнеса, предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», работает уже длительное время - с 01 января 2008 года. Однако ранее предприниматели достаточно редко обращались за финансовой помощью к государству, поскольку налоговые обязательства сводили на нет экономическую эффективность и целесообразность мер государственной поддержки. Получив бюджетные средства, представители малого и среднего бизнеса вынуждены были значительную их часть обратно возвращать в казну, уплачивая непосильные налоги.

Ради изменения сложившейся ситуации были разработаны и внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, вступившие в силу 11 марта 2011 года. При этом большую часть нововведений законодатели распространили на правоотношения, начиная с 1 января 2011 года. Суть изменений заключается в смягчении налогового бремени на первоначальном этапе развития бизнеса (Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки»). Практически все лица, которым оказана финансовая поддержка в виде государственных субсидий, поставлены в равные условия предоставления отчетности и выплаты налогов (не считая некоторых особенностей, существующих при том или ином режиме налогообложения).

Во-первых, предприниматели освобождены от уплаты налогов с полученных доходов до тех пор, пока не начнут использовать бюджетные средства. Иными словами, финансовая помощь государства не увеличит налоговую базу хозяйствующего субъекта, если она еще никак не задействована в бизнесе. Во-вторых, с началом осуществления затрат первые два года налогоплательщик будет пропорционально отражать бюджетные средства как в доходах, так и в расходах, что также исключает выплату с них налогов. Однако если к окончанию второго налогового периода расходы окажутся меньше полученной суммы финансовой поддержки, то неиспользованные бюджетные средства придется в полном объеме отразить в доходах.

Такой же порядок применяется и юридическими лицами, если организация находится на упрощенной системе налогообложения или уплачивает единый сельскохозяйственный налог и ведет отдельный учет государственных субсидий. В случае, если применяется общий режим налогообложения, то при исчислении налога на прибыль организаций (метод начисления или кассовый метод) бюджетные средства отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но также не более двух налоговых периодов с даты их получения. Если же за счет средств финансовой поддержки было закуплено амортизируемое имущество, то бюджетные средства отражаются в составе доходов организации по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.

Исходя из установленных законодателем положений, представители малого и среднего бизнеса подотчетны и подконтрольны не только перед налоговыми органами - за отражение полученного дохода и произведенных расходов, но и перед органами исполнительной власти - за целевое расходование бюджетных средств. При этом предоставленные налоговые послабления вовсе не значат, что выделенные государством деньги можно расходовать в любых направлениях, целевой характер финансовой помощи никто не отменял!

С 03 июня 2011 года введены в действие бланки и формы отчетности, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 176 «Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии».

В основе этого приказа лежит максимальный государственный контроль за расходованием казенных денег. Вместе с тем, данные формы отчетности установлены для получателей (распорядителей) бюджетных средств – органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не для непосредственных пользователей финансовой помощи. Представители бизнеса, в свою очередь, обязаны отчитываться перед государством по итогам каждого отчетного периода - ежеквартально и (или) ежегодно, в полном соответствии с условиями соглашения о предоставлении государственных субсидий на развитие бизнеса.

Каждый предприниматель, получивший финансовую помощь, должен представить в региональный или муниципальный орган власти (в зависимости от бюджета программы поддержки) конкретные документальные подтверждения целевого расходования:

- список мероприятий, для реализации которых была предоставлена субсидия;

- список принятых мер и произведенных действий в рамках программы финансирования;

- отчеты о фактических расходах по бюджетным средствам;

- справки-расчеты на использование субсидии;

- копии платежных поручений, заверенные в установленном порядке и т.п..

В случае нарушения сроков, порядка предоставления отчетности, нецелевого использования государственных субсидий, предприниматель должен будет вернуть незаконно потраченные бюджетные средства и в дальнейшем лишается права на финансирование бизнеса. Иные меры ответственности, которые предусмотрены Бюджетным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, в полной объеме могут касаться только получателей (распорядителей) бюджетных средств, а таковыми являются компетентные региональные и муниципальные органы.

Таким образом, установленные законом налоговые послабления и бюджетные ограничения в совокупности создают благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса в России. С одной стороны, предприниматели свободны от налоговых обременений на пути становления своего бизнеса, но, с другой, - обязаны честно использовать полученные денежные средства и не злоупотреблять финансовой помощью государства.

 

Домбровская Елена

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Польза и вред типовых форм договора

Согласно законодательному определению Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Типовая форма договора представляет собой подготовленный заранее готовый текст соглашения сторон, включающий в себя наиболее типичные для данного вида договора условия. При этом форма в типовом договоре не тождественна форме сделки, в контексте требований законодательства. Такая договорная конструкция, как типовая форма договора прямо законодательством не установлена.

E-ОСАГО с телефона

Возможность оформления электронного полиса ОСАГО существует уже несколько лет, однако назвать его по-настоящему цифровым сейчас тяжело. Водители вынуждены даже в случае приобретения полиса в электронном виде возить с собой его распечатанную копию для предъявления сотрудникам ГИБДД).

Как правильно составить и отправить претензию

Ни для кого не секрет - в ходе осуществления предпринимательской деятельности каждый может столкнуться с проблемой неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом принятых на себя обязательств. Одним из первых шагов для разрешения этой неприятной ситуации является составление претензии.