Путь законодательной инициативы

Кто может выдвинуть законодательную инициативу?

Этим правом наделены Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Также законопроекты могут инициировать Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, но только по вопросам, касающимся их ведения. Однако, прежде чем стать законом, каждая инициатива проходит определенные этапы рассмотрения и принятия.

Этапы рассмотрения и принятия

  1. Законопроект, который поступает в нижнюю палату парламента, вместе со всеми документами направляется председателю государственной Думы.

  2. Регистрация законопроекта в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в системе автоматизированного делопроизводства и документооборота с присвоением уникального регистрационного номера. На этот документ в системе обеспечения законодательной деятельности формируется электронная регистрационная карта, в которой отражается вся необходимая информация о проекте (дата его поступления, список инициаторов, сведения о прохождении в Госдуме и другие сведения, в том числе о подписании его Президентом РФ).

  1. Документы направляются в профильный комитет, где осуществляется их проверка на соответствие установленным требованиям.

  2. Документы поступают в Совет Госдумы, который может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору либо включить его в программу работы Госдумы. При этом назначается ответственный за проект комитет (или несколько), который будет проводить основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая ценность, соответствие Конституции РФ, слушается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет нужного кворума, то законопроект будет считаться отклоненным.

Во втором чтении происходит более детальное обсуждение законопроекта, поправок к нему. В случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки. Затем вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении.

Третье чтение представляет собой заслушивание доклада представителя ответственного комитета, выступление фракций; проводится голосование за принятие документа в целом.

Одобренные законы с соответствующими постановлениями, стенограммами, заключениями и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы могут не рассматриваться и не обсуждаться Советом Федерации, что будет свидетельствовать согласие с их принятием.

5) Последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если Президент отклонит закон, то обе палаты будут вновь его рассматривать. Однако если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то глава государства должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. При этом в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).


Алена Хасьянова, юрист компании «ЮРКОМ»

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Новый способ взыскания долгов по зарплате

С 13 декабря появился упрощенный способ взыскать с работодателя положенную сотруднику заработную плату.

Новые сервисы на портале госуслуг

Министерством связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Правительством РФ представлены 5 сервисов, размещенных на портале госуслуг.
«Наша главная цель – сделать так, как удобно человеку, а не так, как видится нам, чиновникам. Размещая прототипы суперсервисов, мы надеемся узнать, удобен и достаточен ли потенциальным пользователям функционал, дизайн, чего не хватает. Мы заинтересованы в ответах и реакции», – рассказал заместитель Председателя Правительства РФ Максим Акимов.

Рейтинг судов и судей

Мы проанализировали судебную практику вынесения оправдательных приговоров в Саратовской области в период с 1 июля 2018-го по 1 июля 2019 года. Статистика получилась интересной и симптоматичной, особенно в контексте того, что в медиа и экспертной среде все чаще отмечают положительные изменения, произошедшие в местном правосудии с приходом Федора Телегина на пост председателя Саратовского областного суда. Острый гражданский запрос на перемены сформировался в период безраздельного властвования краснодарских рекрутов Василия Тарасова, чей скоропостижный переезд в Воронеж, на фоне справедливой общественной критики, выглядел позорным бегством. Оправдательные приговоры при Тарасове считались экстраординарным явлением, иногда, высказывалось мнение, это были политически мотивированные решения, преследующие целью месть за журналистские расследования и независимую позицию депутатского корпуса по отношению к кадровой политике облсуда. За минувшие полгода в регионе уже вынесено девять оправдательных приговоров, что свидетельствует о возвращении принципа состязательности сторон, суверенности судейского корпуса, его независимости от следствия и государственного обвинения.