Заказать звонок

Регистрация торговой марки. Какие могут возникнуть споры.

Сегодня тяжело держаться на рынке, не имея своей торговой марки (брэнда). Отношения, связанные с торговыми марками, регулируются в основном Гражданским кодексом РФ, где они сводятся к понятию товарного знака - обозначения, служащего для индивидуализации товаров. На них признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Для этого товарному знаку необходимо пройти государственную регистрацию. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Регистрация товарного знака осуществляется в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС) в Госреестре товарных знаков и знаков обслуживания. Работа с незарегистрированным брэндом чревата тем, что появляются опасность безнаказанного копирования торгового знака, а также вероятность самому случайно использовать зарегистрированную торговую марку другого предпринимателя, который, узнав об этом, поставит вопрос о привлечении к ответственности и возмещении убытков. Процесс регистрации делится на 4 основных шага:

1) проверка товарного знака на сходство;

2) подача в ФИПС заявки на регистрацию с указанием заявителя, изображением знака и его описанием, с перечнем товаров и услуг, в отношении которых регистрируется знак;

3) ведение дела в ФИПС: проверка на соответствие документов требованиям, затем экспертиза самого товарного знака и принятие решения о регистрации или об отказе;

4) выдача свидетельства: после получения положительного результата экспертизы, заявитель уплачивает госпошлину и торговый знак регистрируется в Госреестре, сведения о нем публикуются в бюллетене Роспатента, а через месяц заявителю выдается свидетельство о регистрации.

Законом установлены основания для отказа в регистрации, по которым не могут быть зарегистрированы: отдельные буквы, цифры, геометрические фигуры, государственная символика, общепринятые символы и термины, обозначения, вводящие в заблуждение, противоречащие общественным интересам и морали, производные от фамилий, псевдонимов знаменитостей без их согласия, содержащие имена известных персонажей без согласия их правообладателей и иное. Основания изложены законом обобщенно, что часто приводит к спорным ситуациям.

Отказ в регистрации можно оспорить в Палате по патентным спорам (отделении ФИПС), обратившись к специалисту. Участие специалиста необходимо для анализа оснований отказа в регистрации и если таких оснований нет, то появляется возможность удачно оспорить такой отказ.

Споры, связанные с регистрацией брэнда можно условно разделить на два основных вида — споры по отказу в регистрации и споры в связи с незаконной по мнению заявителя регистрацией чужой торговой марки.

К специалисту лучше обратиться ещё до начала процедуры регистрации — с целью получения помощи по её сопровождению и снижению вероятности возникновения в будущем подобных споров, а значит и ещё больших издержек.

После регистрации брэнда также могут возникнуть споры в следующих случаях: когда зарегистрированным товарным знаком незаконно пользуются при распространении контрафакта; когда торговая марка появилась в названии сайта или в логотипе конкурента; когда кто-то пользуется товарным знаком значительно схожим с чужим товарным знаком и др. Помимо Палаты по патентным спорам спорные ситуации рассматриваются также и в Федеральной антимонопольной службе или в суде в зависимости от сути спора.

Юрков Андрей

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости