Регистрация торговой марки. Какие могут возникнуть споры.

Сегодня тяжело держаться на рынке, не имея своей торговой марки (брэнда). Отношения, связанные с торговыми марками, регулируются в основном Гражданским кодексом РФ, где они сводятся к понятию товарного знака - обозначения, служащего для индивидуализации товаров. На них признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Для этого товарному знаку необходимо пройти государственную регистрацию. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Регистрация товарного знака осуществляется в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС) в Госреестре товарных знаков и знаков обслуживания. Работа с незарегистрированным брэндом чревата тем, что появляются опасность безнаказанного копирования торгового знака, а также вероятность самому случайно использовать зарегистрированную торговую марку другого предпринимателя, который, узнав об этом, поставит вопрос о привлечении к ответственности и возмещении убытков. Процесс регистрации делится на 4 основных шага:

1) проверка товарного знака на сходство;

2) подача в ФИПС заявки на регистрацию с указанием заявителя, изображением знака и его описанием, с перечнем товаров и услуг, в отношении которых регистрируется знак;

3) ведение дела в ФИПС: проверка на соответствие документов требованиям, затем экспертиза самого товарного знака и принятие решения о регистрации или об отказе;

4) выдача свидетельства: после получения положительного результата экспертизы, заявитель уплачивает госпошлину и торговый знак регистрируется в Госреестре, сведения о нем публикуются в бюллетене Роспатента, а через месяц заявителю выдается свидетельство о регистрации.

Законом установлены основания для отказа в регистрации, по которым не могут быть зарегистрированы: отдельные буквы, цифры, геометрические фигуры, государственная символика, общепринятые символы и термины, обозначения, вводящие в заблуждение, противоречащие общественным интересам и морали, производные от фамилий, псевдонимов знаменитостей без их согласия, содержащие имена известных персонажей без согласия их правообладателей и иное. Основания изложены законом обобщенно, что часто приводит к спорным ситуациям.

Отказ в регистрации можно оспорить в Палате по патентным спорам (отделении ФИПС), обратившись к специалисту. Участие специалиста необходимо для анализа оснований отказа в регистрации и если таких оснований нет, то появляется возможность удачно оспорить такой отказ.

Споры, связанные с регистрацией брэнда можно условно разделить на два основных вида — споры по отказу в регистрации и споры в связи с незаконной по мнению заявителя регистрацией чужой торговой марки.

К специалисту лучше обратиться ещё до начала процедуры регистрации — с целью получения помощи по её сопровождению и снижению вероятности возникновения в будущем подобных споров, а значит и ещё больших издержек.

После регистрации брэнда также могут возникнуть споры в следующих случаях: когда зарегистрированным товарным знаком незаконно пользуются при распространении контрафакта; когда торговая марка появилась в названии сайта или в логотипе конкурента; когда кто-то пользуется товарным знаком значительно схожим с чужим товарным знаком и др. Помимо Палаты по патентным спорам спорные ситуации рассматриваются также и в Федеральной антимонопольной службе или в суде в зависимости от сути спора.

Юрков Андрей

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Как правильно составить претензию

В настоящее время правового понятия “претензия” современное российское законодательство не содержит. Несмотря на это Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей и другие нормативно-правовые акты оперируют указанным понятием. В связи с тем, что в законе понятие « претензия» не закреплено, правоприменительная практика не содержит единых подходов к пониманию данного определения. По этой причине соответствующий термин используется в гражданском обороте достаточно произвольно.

Возможные изменения при регистрации электронной почты

Есть вероятность, что скоро будут идентифицировать всех владельцев электронных «ящиков».

Жалоба на действие или бездействие государственных органов

Прежде всего стоит отметить, что право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы при обращении в государственные органы.