Заказать звонок

Скрыто от посторонних глаз

          Коммерческие тендеры и государственные закупки, по мнению многих представителей предпринимательского сектора, являются эффективным способом для улучшения финансовых показателей предприятия. Объем рынка закупок демонстрирует стабильный рост из года в год, что свидетельствует о росте интереса к тендерам со стороны бизнеса.

            Так, согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), объем государственных и муниципальных закупок в 2018 году увеличился на 7,7% по сравнению с предыдущим годом (или с 6,3 трлн рублей в 2017 году до 6,79 трлн рублей в 2018 году) .

            Поэтому так важно уметь искать и находить нужные тендеры.

            Термин «абсолютно прозрачные закупки» используется сейчас везде и всюду, но зачастую тендеры есть, а Вы их просто не находите. Всё это делается умышленно, с одной единственной целью – чтобы тендер нашло как можно меньше потенциальных участников, а в идеале - один.

            Абсолютно «прозрачных тендеров» не бывает, но при определенных навыках, опыте или при помощи специальных средств мониторинга можно найти любую «прозрачную закупку» и стать хорошим конкурентом тому участнику, который не привык к здоровой конкуренции.

            Федеральная антимонопольная служба активно борется с этой проблемой, наказывая таких мошенников, но, тем не менее, самые хитроумные методы борьбы с чиновниками, укрывающими государственные заказы в электронных закупках, не защищают от мошенничества в этой сфере.

            Около 10% госконтрактов остаются скрытыми от «посторонних глаз». И ведь речь идет не о секретных контрактах по финансированию оборонной промышленности - а о рядовых госзакупках, которые опытные заказчики ловко прячут от поисковых фильтров на торговых площадках.

           

1. Что такое подходящий тендер?

            Это весьма субъективное понятие, поэтому ниже представлены критерии, по которым можно определить, подходит вам тот или иной тендер или нет:

- Предмет тендера (это поставка товара, выполнение работ или оказание услуг, соответствующих сфере вашей деятельности);

- Тип тендера (государственный, корпоративный или коммерческий);

- Способ размещения (электронный аукцион, открытый конкурс, запрос котировок и т.д.)

- Начальная цена тендера;

- Регион заказчика, а также адрес места поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;

- Дата проведения тендера;

- Наличие и размер обеспечения заявки;

- Сроки исполнения контракта.

                                                                                                                             2. Где искать тендеры?

            Для того, чтобы ответить на этот вопрос первым делом вам необходимо определить, какие именно тендеры вы будете искать: государственные, корпоративные или коммерческие?

            Все государственные тендеры должны размещаться заказчиками в Единой информационной системе (ЕИС), а до ввода её в эксплуатацию на Официальном сайте РФ по размещению заказов – www.zakupki.gov.ru.

            Корпоративные закупки также размещаются на сайте закупки.гов.ру. Однако параллельно с размещением на официальном сайте, такая информация может размещаться и на корпоративных ресурсах (сайтах) данных организаций. 

            С коммерческими же тендерами ситуация обстоит гораздо сложнее. В настоящий момент в России насчитывается более 6000 различных коммерческих площадок, на которых размещается информация о тендерах и проводятся закупки. Вручную «мониторить» такое количество площадок вряд ли кому-то под силу, поэтому для поиска коммерческих тендеров используют различные поисковые системы или программы.

 

3. Варианты поиска тендеров:

            - Первый вариант – ручной поиск. Этот вариант подойдет для небольших организаций или ИП, которые изредка принимают участие в закупках, преимущественно в государственных.

            - Второй вариант – поиск с использованием платных и бесплатных поисковых сервисов или программ. Этот вариант более предпочтителен для большинства организаций, т.к. позволяет выполнять полноценный поиск как государственных, так и коммерческих закупок, а также значительно сокращает временные затраты на выполнение этой задачи.

            - Третий вариант – поручить поиск другому специалисту. Этот вариант хорош тем, что вы можете поручить поиск новых тендеров в вашей организации конкретно взятому с этой целью сотруднику.

            - Четвертый вариант — прибегнуть к помощи аутсорсинговой компании.

 

4. Поиск нужного тендера.

            Заказчики продолжают хитрить с названиями своих закупок. Размещая процедуру на официальном сайте, заказчик часто пытается разными способами замаскировать название так, чтобы «чужие» фирмы не могли ничего найти по текстовому поиску.

            Существует несколько способов маскировки:

А).  Замена русских букв на английские.

Например, если заменить букву «а»  в слове «масло» - на английскую - «мaсло», то второй вариант не ищется текстовым поиском.

Другие буквы, которые можно менять  - «о», «у», «е» «х», «с», «р», «в», «м». И строчные и прописные варианты.

Менее осторожные Заказчики используют более видимые замены -

«к» и «k»

«З» и «3» (цифра три)

«О» и «0» (цифра ноль)

Совет на этот случай: Добавьте в поисковые фильтры некоторые «коварные слова», дополнительные слова с использованием латинских букв, пропишите один раз хорошие фильтры.

Б).  Орфографические ошибки.

Заказчик сознательно делает ошибки в ключевых словах, выдавая это за неграмотность сотрудника, составлявшего документацию:

«видеоноблюдение»,

«бинзин»,

«концелярских»

«автомобильных шын» и тд.

Совет: добавьте в поисковые фильтры ключевые слова с предполагаемыми орфографическими ошибками.

В). Лишние пробелы.

Тоже самое – неграмотность сотрудника и т.п.…

«анти септического»

«хоз товаров»

«благо устройство»

Совет: длинные и сложные слова ставить в фильтры раздельно

Г). Замена простого слова на несколько более сложных.

«оргтехника» - «организационная техника»

«компьютер» - «цифровое устройство ввода-вывода и обработки информации»

«принтеры и МФУ» - «печатающее оборудование и многофункциональные устройства»

«закупка картриджей» - «поставка запасных и сменных частей для многофункциональных устройств вывода на печать цифровой информации»

Совет: Осуществляйте более глубокий поиск: по лотам, документам, лингвистический, по конкретным заказчикам.

            Все изложенное приводит к выводу о необходимости подбирать на любого «хитрого» Заказчика свой поиск, применяя для этого беспроигрышные возможности.       Например, поиск по коду продукта (товара или услуги):

            (ОКПД) - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

            (ОКДП) - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг.

            КАЖДЫЙ товар или услуга, продаваемые на территории Российской Федерации занесены в эти классификаторы и имеют свой персональный цифровой код.

            Для классификации государственных закупок используются коды «ОКПД2».

            Для того, чтобы найти свой код, можно воспользоваться массой бесплатных справочников в Интернете - например бесплатный сервис www.okpd2.info, или просто скачайте классификатор в формате TXT или DOC, а потом поищите в этом файле с помощью «CTR+F».

            Есть и более простой способ – можно найти уже законченные процедуры (с заключенными контрактами по Вашей тематике) и посмотреть в документации готовые коды. Найдя свой код, теперь нужно искать по нему закупки.

            Это будет почти беспроигрышный вариант, но… заказчики и это знают и, желая скрыть конкурс от «лишних», используют умышленно неверную классификацию.

Совет: Используйте поиск и по классификатору и поиск по ключевым словам. Это намного эффективнее и надежнее.

            Выводы:

            - Настраивайте несколько поисковых запросов по разным критериям (по названию тендера, по документации, по кодам классификатора ОКПД2, по заказчикам и др.) Таким образом, вы создадите несколько поисковых запросов перекрывающих друг друга, позволяя найти больше нужных тендеров вне зависимости от того, как заказчик указал их название.

            - Выстраивайте приоритеты. Если объем тендеров по вашему виду деятельности сложен для физического просмотра (их слишком много), выстраивайте поиск по приоритетам. Выделяйте в отдельные ключи самые перспективно интересные тендеры, например по торговым маркам, по вашему району (городу, региону), по наиболее интересным заказчикам, ограничивайте поиск по ценовым диапазонам. Просматривайте в начале эти извещения, затем все остальные.

            - Используйте все возможности поисковых критериев, подстраивая поиск именно под ваш вид деятельности. Не используйте поиск только по классификатору.

 

Светлана Галиева, компания "ЮРКОМ"

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости