Трагический круиз. Права туристов.

13.07.2011

12 июля 2011 года в России проходил траур по погибшим на судне под названием «Булгария», которое утонуло за считанные минуты, унеся с собой жизни многих людей.

Рынок круизов растёт быстрыми темпами, однако этот процесс сопровождается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, безответственности полномочных лиц. Названная трагедия является ярчайшим подтверждением этому.

К сожалению трагедии, связанные с отдыхом, в последнее время не редкость. Достаточно заглянуть на новостные ленты текущего лета. Они случаются несмотря на наличие целого арсенала юридических средств защиты прав туристов. Фундаментальным правом туриста конечно же является право на безопасность, которое является стержнем всего законодательства о туристической деятельности.

Так какие же законы закрепляют права туристов? Как можно себя обезопасить от подобный ситуаций. На данные вопросы отвечает специалист компании «ЮРКОМ» Дмитрий Храмов: «Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Статья 6 данного Федерального закона закрепляет права туристов, в соответствии с которой при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право в том числе на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом; на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи.

Согласно ст. 14 названного закона при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику в том числе следующую достоверную информацию об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия.

По требованию туриста и (или) иного заказчика турагент предоставляет информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором.

Кроме того, турист вправе потребовать предоставления иной интересующей его информации о предоставляемых туристских услугах в силу требований Закона РФ «О защите прав потребителей».

Применительно к сфере туризма в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» закрепляется право потребителя на безопасность услуги для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также безопасность для имущества потребителя; ст. 8 - право потребителя на информацию об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах; ст. 10 - право потребителя на необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Перечень закреплённых законом прав туристов можно продолжать. Однако наличие формально определённых прав туристов не является гарантией их реализации. Возникает закономерный вопрос: кто будет нести ответственность перед туристами за причинённый вред?

По общему правилу в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1095 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом, оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Данное положение развивается в п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452), который устанавливает, что организации туристской индустрии несут гражданско-правовую ответственность за:

- ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации;

- реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;

- причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта

Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, можно прийти к выводу, что требования о компенсации материального и морального вреда могут быть предъявлены непосредственно туроператору или турагенту.

Кроме того, следует учитывать, что туристы могут быть застрахованы от несчастного случая. При наличии договора страхования, требования, вытекающие из наступления страхового случая, могут быть предъявлены к страховой компании».

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Меры поддержки самозанятых

На сайте ФНС появилась инструкция о получении государственной поддержки самозанятых. Мерой поддержки выступает возврат в полном объеме налога на профессиональный доход, уплаченный за 2019 год. Возврат налога будет осуществляться в беззаявительном порядке на банковские карты, привязанные в приложении "Мой налог". Тем, кто не привязал банковские карты, необходимо это сделать в приложении "Мой налог" в разделе "Прочее" – "Платежи" – "Добавить карту".

Также самозанятым гражданам будет представлен дополнительный "налоговый капитал" в размере одного МРОТ, за счет которого они смогут в 2020 году оплатить налоги, задолженность, пени по налогу. При этом эти деньги в течение 2020 года будет автоматически применяться для полной уплаты НПД.

Оплата услуг по QR-коду

Теперь клиенты компании "ЮРКОМ" могут произвести безналичную оплату через Сбербанк-онлайн и Тинькофф по QR-коду.

Как оплатить услуги компании через Сбербанк-онлайн и Тинькофф? Читайте в статье.

Работа судов в Саратове

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19) Арбитражный суд Саратовской области, а так же суды общей юрисдикции Саратовской области с 12 мая 2020 года осуществляют свою деятельность в обычном режиме, с учётом необходимости соблюдения требований нормативно-правовых актов и рекомендаций, действующих на территории региона.