Цифровой нотариат
В первом чтении принят законопроект, который позволит упростить получение нотариальных услуг гражданами и представителями бизнеса.
Некоторые нотариальные действия планируется совершать в электронной форме – без личной явки нотариусу.
Список действий может быть изменен, но на данный момент он выглядит так: свидетельствование верности перевода документа на другой язык; передача электронных документов физическим и юридическим лицам; принятие в депозит безналичных денежных средств; совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке; обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет; выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и др.
Как будет происходить процесс отправки запроса нотариусу?
Заявитель будет направлять нотариусу через Единую информационную систему нотариата (либо через портал Госуслуг) заявление, удостоверенное усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением документов в электронной форме. Нотариус проверит электронную подпись и, не позднее пяти рабочих дней после оплаты, изготавит нотариальный документ в электронной форме. По просьбе заявителя нотариальный документ будет выдаваться и на бумажном носителе.
Ксения Левина, юрист компании «ЮРКОМ» считает, что принятые в первом чтении поправки о нотариате значительно упростят гражданам получение услуг нотариуса. Интересно также, что поправки позволят совершать дистанционно сделки с участием нескольких нотариусов, действующих в интересах каждой стороны. Безусловно, новшества позволят избежать очередей в нотариат, однако в условиях цифровой экономики остро стоит вопрос о защите данных и предотвращения их утечки третьим лицам.