Заказать звонок

«Упрощенка» за 57 миллионов

Московский Комсомолец в Саратове, №27, от 01.07-08.07.2009г.

      Тех, кто занимается своим собственным бизнесом или же тех, кто задавался вопросом о начале самостоятельной деятельности, интересует вопрос о том, с какими же проблемами им придется наиболее часто сталкиваться. Так повелось в нашей с вами любимой стране, что главная проблема зачастую вырисовывается в лице государства, а именно его различных органов. Практика показывает, что сталкиваться с ними не хотят практически все участники рыночных отношений, либо свести общение только в случаях, определенных законом. Причины тому разные: кто-то, надеюсь, их меньшинство, принципиально ведет свою деятельность нечестным образом и встречи с представителями власти им ни к чему. Кто-то наоборот и таких, надеюсь, большинство, хочет работать по правилам, установленным самим государством, но тут выясняется обратная сторона медали – большое количество контролеров и зачастую необоснованность их требований.
Рассмотрим в нашем случае следующий пример. Юридическое лицо работает на общей системе налогообложения. Работает честно, регулярно отчитывается в налоговую инспекцию, платит исправно все налоги, в незаконных налоговых схемах не участвует. Все вроде бы хорошо, да только прибыли после уплаты всех налогов остается совсем не столько, сколько бы хотелось. Оставим за рамками статьи вопросы качества управления и прочие экономические хитрости, а зададимся вопросом: что делать, как, не нарушая закон, увеличить размер прибыли?
      Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) предоставляет такой выход в виде специальных налоговых режимов. После изучения положений данного кодекса, юридическое лицо пришло к выводу о том, что ему больше подходит упрощенная система налогообложения. Что же, половина дела сделана, дальше, применяя систему расчета, закрепленную статьей 346.12 НК РФ, необходимо проверить вправе ли вы применять данную систему налогообложения.
В соответствии с этой статьей организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей. Указанная сумма (15 000 000 рублей) предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  Казалось бы все просто!
И вот здесь юридическое лицо, само того не подозревая, сильно обидело наше государство в лице налоговой инспекции, посчитавшей, что это юридическое лицо не имеет право перехода на упрощенную систему налогообложения, поскольку у него лица не в порядке с арифметикой и грамматикой. Ведь как надо делиться с государством? Принцип тебе-мне не действует. А как надо? Надо, говорит государство, так: это мне (имея в виду себя), это опять мне, это все время мне! При этом налоговая инспекция ссылается на те же статьи НК РФ, что читает и налогоплательщик.
Юридическое лицо, очень удивившись такому подходу и трактовке норм НК РФ, обратилось с жалобой в арбитражный суд. Свою позицию юридическое лицо отстаивало следующим образом. Желание перейти на упрощенную систему налогообложения  с 01.01.2008 было изъявлено в конце 2007 года. Коэффициент-дефлятор на 2007 год был установлен в размере 1,241 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 № 360), в 2006 году коэффициент-дефлятор был установлен в размере 1,132 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2005 № 284). Поскольку данный порядок с коэффициентами был введен с 2006 года, юридическое лицо, спокойно перемножив 15 000 000 на 1,241 и на 1,132, получило искомую сумму 21 072 180 рублей. В силу того, что доход юридического лица не превысил данный предел, оно решило, что имеет право воспользоваться упрощенной системой налогообложения.
      Налоговая инспекция посчитала иначе. Сумму 15 000 000 рублей надо умножать только на 1,241, поскольку данное значение получено с учетом размера предыдущего (1,096*1,132=1,241). Результат получается иной 18 615 000 рублей. Поскольку доход юридического лица более этой суммы, права на «упрощенку» не имеете. Вот такая арифметика с грамматикой.
Надо отметить упорство налогоплательщика и веру в свою правоту, поскольку все судебные инстанции приняли сторону налогового органа! Не согласившись с данными судебными актами, налогоплательщик подал жалобу в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. И здесь все было не так гладко, как хотелось бы. Определением от 28.10.2008 суд передал дело на рассмотрение в Президиум, но далее, по непонятной причине, определением от 20.01.2009 дело было отложено на три месяца. Вопрос действительно оказался не так прост, как казался. И вот, наконец, 12.05.2009 суд вынес постановление № 12010/08, которым признал состоявшиеся по делу судебные акты нарушающими единообразие в толковании и применении норм  права, а позицию налогового органа незаконной.
    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подтвердил обоснованность позиции налогоплательщика при осуществлении расчетов.
Теперь пример. Если вы применяете «упрощенку» и хотите знать о том, сохраняете ли вы на нее право, то необходимо произвести следующие расчеты: 20 000 000 (пункт 4 статьи 346.13 НК РФ) х1,538х1,34х1,241х1,132= 57 904 102 рублей. Так вот, если доход не превышает этой суммы, препятствий для дальнейшего применения «упрощенки» нет!
 
Такова цена вопроса.
Бондаренко Р.В.
Начальник отдела урегулирования споров с государственными органами
Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Реестр компаний-льготников

С 14 декабря 2020 года вступает в силу требование об обязательном включении в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки сведений о предпринимателях, которым оказана поддержка органами власти всех уровней, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, а также организациями, образующие инфраструктуру поддержки подобного бизнеса.

Подробнее в статье

МФЦ будет выдавать ключи электронной цифровой подписи

Премьер-министр РФ подписал постановление о расширении сферы услуг, которые оказывают МФЦ (постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 19051).

Подробнее в статье

Рассрочка по долгам

В первом чтении одобрен законопроект, согласно которому планируется однократная рассрочка не более чем на два года по кредитным договорам в пределах 1 млн руб.

Подробнее в статье