Выпуск 13. Фирменное наименование
Секреты юриста, №11, 12-19 марта 2008г.
Рубрика «СЕКРЕТЫ ЮРИСТА»
выпуск 13. Фирменное наименование.
С введением в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ, которая закрепила нормы о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, у многих организаций возникли вопросы: а соответствует ли их нынешнее наименование закону и как привести его в соответствие, как назвать вновь создаваемую организацию, не нарушив при этом нормы права и другие.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. Фирменное наименование должно быть закреплено в учредительных документах юридического лица, а также внесено в единый государственный реестр юридических лиц.
Правила, касающиеся использования фирменного наименования:
Правило № 1: Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Помимо этого юридическое лицо вправе иметь полное и /или/ сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.
Правило № 2: Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например: Общество с ограниченной ответственностью) и собственно наименование юридического лица, которое не должно состоять только из слов, обозначающих его вид деятельности.
Правило № 3: Фирменное наименование на русском языке не должно содержать букв или слов на иностранном языке, однако может содержать иностранные буквы или слова в русской транскрипции.
Правило № 4: В фирменное наименование не могут включаться:
- официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также производные слова от таких наименований;
- официальные наименования органов государственной власти Российской Федерации;
- наименования международных и межправительственных организаций, общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Если фирменное наименование не соответствует указанным требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Правило № 5: Юридическому лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование, то есть на его использование в качестве средства индивидуализации любым, не противоречащим законом способом, в том числе путем указания на вывесках, бланках, иной документации, на товарах, упаковках, в объявлениях и рекламе. Что касается сокращенных фирменных наименований, то исключительные права распространяются на них только при условии внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
Правило № 6: Законом не допускается распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе и путем отчуждения или предоставления другому лицу права пользования.
Правило № 7: Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем наименование первого.
Юридическое лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование тождественного наименования, и возместить причиненные правообладателю убытки.
Юридические лица, имеющие фирменные наименования, не соответствующие нормам Гражданского кодекса РФ обязаны привести их в соответствие при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов.
Ст.Юрисконсульт Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Костырева Е.П.