Выпуск 13. Фирменное наименование

Секреты юриста, №11, 12-19 марта 2008г.

Рубрика «СЕКРЕТЫ ЮРИСТА»

выпуск 13. Фирменное наименование.

 С введением в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ, которая закрепила нормы о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, у многих организаций возникли вопросы: а соответствует ли их нынешнее наименование закону и как привести его в соответствие,  как назвать вновь создаваемую организацию, не нарушив при этом нормы права и другие.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. Фирменное наименование должно быть закреплено в учредительных документах юридического лица, а также внесено в единый государственный реестр юридических лиц.

Правила, касающиеся использования фирменного наименования:

Правило № 1: Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Помимо этого юридическое лицо вправе иметь полное и /или/ сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.

Правило № 2: Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например: Общество с ограниченной ответственностью)  и собственно наименование юридического лица, которое не должно состоять только из слов, обозначающих его вид  деятельности.

Правило № 3: Фирменное наименование на русском языке не должно содержать букв или слов на иностранном языке, однако может содержать иностранные буквы или слова в русской транскрипции.

 Правило № 4: В фирменное наименование не могут включаться:

 -         официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также производные слова от таких наименований;

 -         официальные наименования органов государственной власти Российской Федерации;

-         наименования международных и межправительственных организаций, общественных объединений;

-         обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Если фирменное наименование не соответствует указанным требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Правило № 5: Юридическому лицу принадлежит исключительное право  на фирменное наименование, то есть на его использование в качестве средства индивидуализации  любым, не противоречащим законом способом, в том числе путем указания на вывесках, бланках, иной документации, на товарах, упаковках, в объявлениях и рекламе. Что касается сокращенных фирменных наименований, то исключительные права распространяются на них только при условии внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Правило № 6: Законом не допускается распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе и путем отчуждения или предоставления другому лицу права пользования.

Правило № 7: Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование  второго юридического лица включено в единый государственный реестр юридических лиц  ранее, чем наименование первого.

Юридическое лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование тождественного наименования, и возместить причиненные правообладателю убытки.

Юридические лица, имеющие фирменные наименования, не соответствующие нормам Гражданского кодекса РФ обязаны привести их в соответствие  при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов.

 

 

Ст.Юрисконсульт Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Костырева Е.П.

Закажите предварительную консультацию с помощью этой кнопки

Другие новости

Как правильно составить претензию

В настоящее время правового понятия “претензия” современное российское законодательство не содержит. Несмотря на это Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей и другие нормативно-правовые акты оперируют указанным понятием. В связи с тем, что в законе понятие « претензия» не закреплено, правоприменительная практика не содержит единых подходов к пониманию данного определения. По этой причине соответствующий термин используется в гражданском обороте достаточно произвольно.

Возможные изменения при регистрации электронной почты

Есть вероятность, что скоро будут идентифицировать всех владельцев электронных «ящиков».

Жалоба на действие или бездействие государственных органов

Прежде всего стоит отметить, что право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы при обращении в государственные органы.